Бюджетирование 6.jpg
<Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Финансовое планирование 

Бюджетирование 42.jpgФинансовое планирование и финансовое прогнозирование обозначают разные по смыслу понятия и представляют собой разные технологии в исполнении.

В широком смысле план - это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а прогноз - это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных. 

Менеджмент предприятия может планировать только те параметры и показатели, которые от него зависят и которыми он может управлять: как правило, большую часть расходов и меньшую часть доходов. 

Прогнозирование - инструмент научного предвидения и вариантного анализа. Например, на прогнозирование доходов предприятия оказывает влияние баланс спроса и предложения, действий конкурентов, экономическое развитие региона, влияние государства и многие другие внешние, по отношению к предприятию, факторы. 

В классической технологии финансового планирования в качестве базы для планирования будущей деятельности предприятия используется плановый объем продаж, а затем под него составляются остальные параметры. Это означает, что сам способ планирования изначально предполагает высокий риск исполнения всех планов и бюджетов предприятия. Нереализованные планы приводят к потерям и убыткам, а приобретенные активы становятся бременем для предприятия. Знание и использование методов прогнозирования и учет всех существенных факторов позволяет сделать планы более точными и снизить риски. 

Методы финансового прогнозирования делятся на экспертные и статистические. Обязательно нужно использовать и те, и другие. Сравнивая и анализируя полученные результаты, можно сделать достаточно точный прогноз. В качестве экспертов следует привлекать и внутренние источники - сотрудников предприятия, и внешние источники - отраслевые обзоры, исследования инвестиционных компаний, маркетинговых компаний, консалтинговых компаний, клиентов и поставщиков компании. Статистические методы позволяют проанализировать динамику прошлых периодов и скорректировать, при необходимости, полученные экспертные прогнозы.

Финансовое прогнозирование предприятия не должно ограничиваться одним вариантом развития. Нужно составить несколько сценариев, каждый со своими параметрами доходов и расходов, и выбрать наиболее приемлемый. 

Расходы предприятия в основном контролируемы менеджментом. Следовательно, переходя от финансового прогнозирования к финансовому планированию, необходимо задать целевые показатели, характеризующие способы достижения прогнозируемых доходов и необходимые ресурсы. 

Финансовое планирование является составной частью бизнес-планирования предприятия. 

Финансовое планирование включает следующие этапы:

- Стратегическое планирование - видение, каким предприятие хочет стать через несколько лет.

- Тактическое планирование - динамика ключевых показателей, характеризующих плановое движение к намеченной цели.

- Бюджетирование - разработка бюджетов, закрепление ответственности, фиксация контрольных сроков. 

Технологии финансового планирования подробно рассматриваются на семинаре.